Приветствие


"Эволюция психологии" это образовательный Интернет проект, который направлен на ознакомление всех посетителей и читателей с наиболее свежими исследованиями в сфере психологии и педагогики, которые могут помочь стать более ответственным человеком, родителем или членом трудового коллектива.

вторник, 16 декабря 2014 г.

Личностная идентичность как процесс, конституирующего бытия личности

Процессуальность идентичности - важный акцент в ее пони­мании как психологического феномена. В постструктуралистском дискурсе превалирует представление о личности как противоре­чивой, подвижной, способной к изменению и радикальному об­новлению своей сущности (М. Фуко, Ж.Делёз).Еще Л.С. Выготский подчеркивал важность того, что психо­логия сталкивается с «динамикой сорта flushing)) (текучей дина­микой) и это объясняет несовершенство методов и интерпретаци­онных моделей, ориентированных на статическое понимание психики и человека. С такой позиции психологическая наука ока­зывается «бессильна разрешить вопросы происхождения, разви­тия, течения жизни и вынуждена ограничиться констатировани­ем, собиранием, обобщением и классификацией эмпирических данных, не зная истинной природы изучаемых явлений».

Интерпретация идентичности как устойчивости и неизменно­сти провоцирует авторов на отрицательное отношение к этому состоянию личности. Например, Э. Левинас убежден в ущербно­сти состояния самотождественности, для него, в отличие от Гус­серля и Хайдеггера, самотождественность носит не положитель­ный характер, а является несчастьем, приговоренностью Я к че­му-то неизменно неподвижному, прикованностью к самому себе, а тем самым лишением свободы, возможности изменяться, а зна­чит, отсутствием личности. Важность и главное содержание личностной идентичности заключается в непрекращающемся по­иске самого себя в контактах с Иным. Современное понимание идентичности предполагает акцент не на структурном, а на про­цессуальном ее понимании.

Содержание роли определяется прежде всего той функцией, которая реализуется личностью в конкретной группе. Ролевой ас­сортимент, которым личность должна овладеть, предусмотрен правилами жизни в социуме, теми ожиданиями, которые социум адресует личности, включая ее в различные социальные образо­вания, институты и тем самым регулируя ее социальную актив­ность. Функция личности - сохранение целостности в последова­тельности тех неизбежных преобразований ее содержания, кото­рые возникают при ее включении в различные групповые компо­зиции как социального субъекта, исполняющего в этих компози­циях определенную, возложенную на индивида социальную роль. Здесь социальная идентичность (чувство своей принадлежности к определенной социальной группе) пересекается с личностной идентичностью (чувство самотождественности, не прерывающее­ся во времени и не исчезающее в разных социальных контекстах).

Бытие личности мы определяем как неповторимую «целост­ность взаимообусловленных феноменов внутреннего мира чело­века, его организмических состояний, поведенческих моделей и событий внешнего мира, в котором он претворил свою субъект-ность (объективировал субъективное)». Овладение лич­ностью пространствами бытия того мира, в котором она живет, переструктурирование мира в соответствии с собственными по­требностями и импульсами развития можно представить как ос­новной способ достижения согласованности между внутренним и внешним мирами человека и, таким образом, достижение им личностной идентичности. Человек преобразует мир и тем самым преобразует себя, стремясь к определенности и гармонии в отно­шениях с миром, который подтверждает реальность его (челове­ка) субъективности. Т.Г. Стефаненко «строительство» идентич­ности называет «одним из элементов конструирования человеком образа окружающего мира и своего в нем места». О конструировании виртуальной идентичности участниками ком­муникативных процессов в Интернете пишут А.Г. и Г.А. Асмоло-вы. Проблему «конструирования» личностью своей идентичности А.Г. Асмолов считает важным и перспективным направлением исследований, полагая при этом, что «точкой опоры в понимании трансформаций идентичности» может служить методология со­циального конструирования реальности. Это направление близко по содержанию методологии субъектного подхода, на ко­торую мы ориентируемся в наших исследованиях.

Таким образом, рассуждая диалектически, мы приходим к констатации того, что активность личности обусловливает разви­тие идентичности и одновременно сама идентичность в процессе своего становления инициирует активность личности.

Выпадают из целостности до этого связные поступки, чув­ства, идеи.

Личностные механизмы защиты идентичности включаются в ситуациях угрозы. Угрозы идентичности могут быть объектив­ными и субъективными.

К объективным угрозам можно отнести определенным обра­зом ориентированные действия другого человека, намеренно на­правленного на то, чтобы разрушить или поколебать чувство личностной идентичности партнера по общению. Это происходит прежде всего в ситуациях конфликтных отношений, в отношени­ях противоборства (примером могут служить ситуации деловых переговоров). Проявляется это, например, в том, что человеку не оказывают должных знаков внимания, соответствующих его ста­тусу и ожиданиям, и т.д.

Возможны и непреднамеренные угрозы чувству личностной идентичности. Например, человек вовлечен в такой круг общения и оказывается в таких обстоятельствах, при которых у него нет возможности проявить себя в тех качествах, которые им иденти­фицируются как значимые качества его личности.

К субъективным угрозам идентичности личности можно от­нести ситуации общения с очень значимым и мало известным (или неизвестным) партнером. Например, ситуация знакомства молодого мужчины (не отличающегося большим опытом контак­тов с женщинами) с привлекательной, вызвавшей большой инте­рес девушкой. Переживаемая опасность быть неправильно понятым, желание угадать, найти тот способ поведения, который именно в этих отношениях создаст правильный социально-перцептивный  образ,   соответствующий  чувству  личностной идентичности, вызывают нервозность, чувство неуверенности в себе, что несовместимо с чувством идентичности.

Именно в таких обстоятельствах, в ситуации, которую лич­ность воспринимает как угрожающую чувству личностной иден­тичности, включаются механизмы поддержки идентичности. Субъектная активность личности, помимо прямой направленно­сти на решение актуальной деловой проблемы, в связи с которой инициировано общение (например, деловые переговоры) направ­ляется на поддержку идентичности. В таких ситуациях эффек­тивность решения актуальных деловых задач может снижаться.

Разработка темы личностной идентичности в событии с Другим реализована в исследованиях Л.Н.Ожиговой, А.Р.Тиводар, Г.Г.Танасова, Ю.Э.Макаревской, других авторов и представляется очень перспективной в дальнейшем. В общест­венном сознании, в обыденной рефлексии, в художественных произведениях эта проблема присутствует постоянно. Характер ее осмысления свидетельствует об остроте переживаний лично­сти, находящейся «на жизненном переломе» и о безусловной связности этих феноменов - «личностная идентичность» и «со­бытие» с Другими.

Остановимся на ярких литературных примерах. Культовая книга Джека Керуака «На дороге» (провозвестник молодежной субкультуры хипстеров, появившейся в США в 40-е годы и до­вольно новой, но уже очень распространенной в современной России) и ее герои - это выражение растерянности, отсутствия ясного понимания направленности движения, отсутствия у чело­века нагруженной ясным содержанием личностной идентично­сти, когда активность по самоопределению исчерпывается под­ражанием внешним признакам группы, а предметом культа явля­ется антураж - вещи, аксессуары, модные тренды, что приводит к лишенной принципов, ограниченной во времени, поверхностной, мимолетной со-бытийности, как повстречавшиеся на дороге случайные путники.

Тема переезда, транзита, оторванности личности, диффузии ее идентичности и случайности со-бытийных сообществ актуа­лизируется в сложные, переходные исторические периоды. Еще один пример, впечатляющий по образности и потрясающий по глубине художественной аналитичности феномена нарушенной со-бытийности личности - произведения Г.И. Газданова, пред­ставляющего младшее литературное поколение первой волны российской эмиграции ХХ столетия. Формирования личности в обстановке эмигрантского существования, внутри чужой, доми­нирующей культуры - обусловливает формирование ментально-сти особого качества, экзистенциального чувства трагического бытия, некомфортного, зачастую представляющегося абсурд­ным со-бытия с чуждыми людьми. «Молодые» эмигранты, ак­тивно ассимилируя новый опыт, оказались чужды старшему по­колению эмиграции, трагически переживавшему потерю распа­дающегося мира и посвятившими себя, свое творчество поддерж­ке образа ускользающей культурной модели, обеспечившей им чувство личностной идентичности и ясные принципы со­бытийности в определенным образом организованной социо­культурной реальности. Но «молодые» эмигранты также (вероят­но, еще больше) были чужды «инокультурному» окружению сво­его нового бытия, в котором было неимоверно сложно занять субъектную позицию в выстраивании со-бытия, что необходимо личности для обретения и поддержки личностной идентичности.

Герои Газданова переживают «превращения», сопровождае­мые сменой чувства идентичности, но не оставляющие впечатле­ний устойчивости, значимости, окончательности. Отсутствие стабильности, потеря критериев, позволяющих различать значи­тельное и несущественное, постоянное и преходящее и пр., из-за чего теряется способность целостно воспринимать мир и свое ме­сто в нем. Мир становится «текучим, фрагментарным, утратив­шим внутреннюю связь».

К подобным литературным примерам следует отнести и кни­гу, в которой повествуется о более близких нам событиях. Это произведение известного отечественного автора Людмилы Улицкой - «Казус Кукоцкого» (удостоена премии «Русский букер»). Юная героиня Татьяна «выпадает» из благополучия устроенной жизни и в растерянности дрейфует по ночной Москве с ее стран­ными и совсем не безопасными персонажами. Жизненный раз­лом, вдруг потерянное чувство личностной идентичности при­водят к разрушению со-бытийности с близкими, еще вчера столь дорогими людьми.

В условиях современой социальной реальности, характери­зуемой масштабными преобразованиями, неустойчивостью соци­альных систем, частой сменой социальных статусов личности внимание к теме связи личностной идентичности и со­бытийности - важный теоретический тренд в научном дискурсе.

Субъектно-бытийный подход к личности, интерпретации ее бытия и со-бытия, обоснованный методологический дрейф от принципа единства сознания и деятельности к принципу единства личности и ее бытия, уже проведенные исследования со-бытия личности в приватном пространстве и в пространстве деловых отношений подготовили основания для создания соответствую­щей теоретической модели. Верификацию этой модели планиру­ем провести в пространстве бытия курсанта военного училища.

Рябикина З.И., Танасов Г.Г.  г. Краснодар, Россия
Источник: Личность курсанта: психологические особенности бы¬тия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.Д. Некрасов. Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА», Кубанский гос. ун-т, 2012. 275 с. 300 экз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Наиболее интересное