Приветствие


"Эволюция психологии" это образовательный Интернет проект, который направлен на ознакомление всех посетителей и читателей с наиболее свежими исследованиями в сфере психологии и педагогики, которые могут помочь стать более ответственным человеком, родителем или членом трудового коллектива.

четверг, 22 мая 2014 г.

Культурные ценности как объект научных исследований

Известны различные определения ценностей, что наиболее полно можно обнаружить в социальной философии, в самостоятельном научном направлении аксиологии, в лингвистике и т. д. В психологии ценностная сфера человека также трактуется по-разному. Наше внимание привлекли исследования Ш. Шварца, в которых он выделяет три уровня ценностей: личностный, поведенческий и культурный.

Если личностные ценности отражают знания об идеалах личности, то поведенческие ценности сопряжены с известным в отечественной психологии понятием «ценностные ориентации», которыми человек руководствуется в своем реальном поведении. Культурные ценности — это те идеалы, которые обнаруживают различия в зависимости от культурной принадлежности выборки, т. е. ценности, сен- зитивные к культурному контексту. В. Шварц определяет три биполярные оси для измерения культуры: автономия-включенность; равенство-иерархия; гармония-овладение.

Культурные ценности исследовались с применением опросника ценностей Шварца (Schwartsz, 1992), адаптированного В. Н. Карандашевым (Карандашев В. Н., 2004). Нами рассматривались семь культурных ценностей в связи с базовыми убеждениями в выборках, сформированных в соответствии с результатами методики В. Смекала и М. Кучера, на выявление направленности личности. При анализе результатов как побочные данные, дополняющие представления о ценностной сфере, рассматривались и данные поведенческих и личностных ценностей по Шварцу.
В исследовании принимали участие 81 респондент в возрасте от 18 до 22 лет. В соответствии с целью исследования выборка была поделена на 3 группы. В первую группу вошли испытуемые с направленностью «на себя» (43 %), во вторую — испытуемые с направленностью «на общение» (35 %), в третью группу — испытуемые с направленностью «на результат» (22 %).

В соответствии с указанной выше целью нашего исследования стало изучение культурных ценностей в системе базовых убеждений при различной направленности личности.

Очевидно, что базовые убеждения носят субъективный характер, из этого следует, что одни и те же категории базовых убеждений будут связаны с разными ценностями.
В группе с направленностью «на общение» была обнаружена корреляция следующих показателей:

Показатель «благосклонность мира» имеет обратную связь с властью; показатель «справедливость мира» — со «степенью самоконтроля», а «степень самоконтроля» в свою очередь коррелирует с гедонизмом как поведенческой ценностью.

В группе с направленностью «на себя» существует прямая связь между «благосклонностью мира» с добротой людей, «справедливостью мира» и «степенью удачи или везения». Категория «доброта людей» коррелирует со «степенью удачи или везения», «справедливость мира» с «контролируемостью мира» и «степенью удачи или везения»; «контролируемость мира» со «степенью самоконтроля». Категория «ценность собственного „Я"» со «степенью самоконтроля» и «степенью удачи или везения».

В данной выборке яркую выраженность имеет категория «степень удачи или везения». Это подтверждается самым высоким среднеарифметическим показателем в данной выборке по сравнению с другими группами. Это может говорить о важной роли данного показателя для выборки с личностной направленностью «на себя».

Данная выборка характеризуется высоким показателем «ценности собственного „Я"», который коррелирует с показателем «степень удачи или везения».
Наибольшее количество связей обнаружено в группе с направленностью «на результат».

«Благосклонность мира» коррелирует с категорией «доброта людей», с овладением как культурной ценностью; обратная связь при этом выявлена с конформизмом как поведенческой ценностью. «Справедливость мира» имеет прямую связь с «ценностью собственного «Я», добротой, включенностью как культурной ценностью и обратную связь с гедонизмом как поведенческой ценностью. Показатель «контролируемость мира» имеет положительную корреляцию со «степенью самоконтроля» и отрицательную — с гедонизмом как личностной ценностью.

Категория «случайность как принцип распределения происходящих событий» имеет прямую связь с гедонизмом и обратную — с самостоятельностью и интеллектуальной автономией как культурной ценностью. «Ценность собственного „Я"» коррелирует с властью как поведенческой ценностью, достижением, овладением и равенством как культурными ценностями. «Степень удачи или везения» имеет прямую связь с достижением как поведенческой ценностью, гедонизмом как личностной ценностью и аффективной автономией как культурной ценностью. При этом базовое убеждение «степень удачи или везения» обратно коррелирует с поведенческими и личностными традициями и универсализмом как личностной ценностью.

Для выборки с личностной направленностью «на себя» характерными являются связи категории «доброта людей» со «степенью удачи или везения», что может быть объяснено высокой значимостью доброты со стороны других людей, проявляемой по отношению к лицам с данным типом направленности. Особо наше внимание привлекли следующие статистические данные для всех трех выборок: если доброта как поведенческая ценность (ценностная ориентация) выражена на низком уровне, то это связано с базовым убеждением об общей недружелюбности людей. При этом доброта как личностная ценность на уровне значимости как идеала имеет высокий показатель.

Общий вывод относительно цели нашего исследования заключается в том, что базовые убеждения и ценности в выборках с разным типом направленности связаны между собой не одинаково. Так, культурные ценности обнаруживают связь с базовыми убеждениями лишь в выборке с типом направленности «на результат». В выборке с направленностью «на результат» очевидна и плотная сеть взаимосвязей по сравнению с другими выборками. Данный факт свидетельствует об особом характере рефлексии культурных ценностей и базовых убеждений у людей, чья личностная направленность связана с результатом собственной деятельности. Следовательно, те, чья направленность находится вне общения и вне эгоцентризма имеют более интегрированную картину базовых убеждений и ценностей, обеспечивающих культурное соответствие.
Литературный источник: Л. Ф. Баянова, Д. Р. Галеев, Б. Н. Массаров. Культурные ценности в системе базовых убеждений при различной направленности личности. // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 19—21 мая 2011 г.: В 3 ч. Ч. III; Российский фонд фундаментальных исследований. — Ярославль: ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2011. — 696 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Наиболее интересное