Приветствие


"Эволюция психологии" это образовательный Интернет проект, который направлен на ознакомление всех посетителей и читателей с наиболее свежими исследованиями в сфере психологии и педагогики, которые могут помочь стать более ответственным человеком, родителем или членом трудового коллектива.

пятница, 1 марта 2013 г.

Развитие креативности личности будущего офицера ВДВ

В условиях продолжающейся реформы Вооруженных Сил Российской Федерации, ориентированной на создание профес­сиональной армии, особое внимание необходимо уделять лично­стным и профессиональным качествам будущих офицеров.

Следует отметить, что личностные особенности офицера, психологические качества, необходимые для эффективного вы­полнения профессиональной деятельности, профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в ратном труде ха­рактеризуют активную, творческую личность. К таким качествам И.А. Володарская и А.С. Марков относят высокий уровень ответ­ственности, инициативность и находчивость, преданность прися­ге и конституционному долгу, самообладание, выдержку и высо­кий уровень самоконтроля, организаторские способности, умение брать на себя ответственность за решения и действия подчинен­ных, умение правильно оценивать окружающих людей, выявлять их сильные и слабые стороны, умение сохранять работоспособ­ность в условиях аварийных ситуаций, смелость и решительность .

Одной из наиболее важных личностных характеристик бое­вого офицера Российской армии является способность творчески мыслить. Психологический словарь под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова дает такое определение творческих способно­стей человека. «Креативность (от лат. creation - созидание) -творческие возможности (способности) человека, которые могут проявиться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдель­ные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креа­тивность рассматривают как важнейший и относительно незави­симый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений».

Современными психологами деятельность рассматривается как креативная, если она обладает такими характеристиками как новизна, оригинальная когнитивная перестройка имеющейся ин­формации, практичность, эффективное использование аналогий. Отмечается и подчеркивается частая бессознательность креатив­ных инсайтов, при этом обязательной базой креативной деятель­ности служит общая информированность по той или иной про­блеме, сильная мотивация и настойчивость в решении поставлен­ной проблемы.

В работах А.С. Маркова показано, что динамика констатиро­вания модальности образовательной среды военного вуза как творческой у всех курсантов имеет два пика: на втором и макси­мальный на четвертом курсе. Он объясняет это тем, что курсанты четвертого курса - это взрослые обучающиеся. Курсанты факти­чески приняты в профессиональное военное сообщество, созна­тельно и активно работают над наращиванием военно-профессиональных знаний, умений и навыков, с энтузиазмом бе­рутся решать творческие профессиональные задачи, ищут лич­ных контактов с боевыми офицерами - мастерами своего дела.

На старших курсах военного вуза идет активное формирова­ние профессионализма курсанта как будущего офицера. Курсант уже является контрактником, он принят в профессиональное во­енное сообщество, получает деньги за свой ратный труд, является взрослым обучающимся. При этом преподавателям, имеющим боевой опыт, легче организовывать взаимодействие с взрослыми обучающимися.

Как показали исследования, в десантном вузе большинство военных преподавателей имеют боевой опыт, лично прошли че­рез «горячие точки». Такие преподаватели, не обладая достаточ­ной психолого-педагогической подготовкой, но при этом, решая реальные военно-профессиональные задачи, создают творческую атмосферу на занятиях. Курсант видит, что его оценивают не как школьника - будущего взрослого, а как боевого собрата, с кото­рым возможно завтра придется прыгать с одного самолета, есть из одного котелка, выполнять задачу, прикрывая огнем друг дру­га.

Все боевые задачи не имеют однозначного решения, выпол­няются при большом дефиците времени, при нехватке людских и материальных ресурсов, требуют обоснования, почему поступил именно так. Задача выполненная с большими затратами по вре­мени оценивается как поражение: «Товарищи, которым ты дол­жен был прийти на помощь, уже погибли». Это только в песне поется: «А, значит, нам нужна одна Победа. Одна на всех, мы за ценой не постоим». Нет. «Если ты захватил высоту, взял рубеж, но положил в бою всех десантников, с кем ты будешь праздно­вать эту победу, с кем пойдешь дальше?» Преподаватель с бое­вым опытом говорит курсанту: «На то офицеру-десантнику и да­на голова, чтобы выполнить задачу и сохранить своих людей. Нет ничего труднее для командира, чем писать матери похоронку на единственного сына, которого ты не сберег в бою».

Личностным смыслом решения учебной задачи для курсанта становится неполучение высокой оценки, не накопление знаний впрок, а самоутверждение, подтверждение своей принадлежности к данной социальной группе. Курсант-десантник старается пока­зать, что он не зря носит голубой берет. Если преподаватель вы­гнал за плохую подготовку нерадивого обучающегося с занятий в библиотеку, тот, кроме всего, ощущает осуждение товарищей: «Это тот, кто подведет нас в бою!» В этих условиях курсант вы­нужден сам искать решение, отстаивать своё мнение, проявлять инициативу и творчество.

Таким образом, формирование профессиональной творческой активности будущего офицера идет хотя и спонтанно, но доста­точно эффективно. При этом необходимо отметить, что в десант­ном вузе на четвертом курсе более 15% курсантов воспринимают образовательную среду своего военного вуза как творческую, около 42% курсантов десантников считают образовательную сре­ду - карьерной. И если догматической образовательная среда представляется для 40% курсантов-десантников четвертого года обучения в военном вузе, то такой её ощущают только 28% пяти­курсников. Более того 12% выпускников военного десантного ву­за считают образовательную среду безмятежной. Они не бездель­ничают, они целенаправленно готовятся к службе в войсках, но им комфортно в жестких рамках военного регламента службы, им хорошо, что «рядом тот, кто все за нас решит».

Курсанты отмечают ощущение больших творческих возмож­ностей в догматической образовательной среде военного вуза даже при авторитарном стиле взаимодействия с командирами и преподавателями.

Таким образом, мы считаем, что для формирования креатив­ности курсанта, как будущего офицера необходимо: наличие по­зитивного образца творческого поведения; создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявле­ний агрессивного и деструктивного поведения; отсутствие жест­кой регламентации предметной активности, то есть отсутствие строго заданного образца регламентированного поведения; соци­альное подкрепление творческого поведения.

Классик отечественной психологии Б.М. Теплов показывает, что природа войны предъявляет к полководцу два прямо проти­воположных требования: с одной стороны, она требует большой гибкости в изменении однажды принятых планов, с другой - ве­ликого упорства и твердости в отстаивании этих планов. Ученый ставит вопрос: «Какова психологическая природа конфликта про­тивоположных требований?» И сам дает такой ответ: «Гибким должен быть ум полководца, твердой - его воля».

Аврамов С.С., СидорчукА.В.

г. Рязань, Россия


Источник: Личность курсанта: психологические особенности бы¬тия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.Д. Некрасов. Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА», Кубанский гос. ун-т, 2012. 275 с. 300 экз.

Инфо для авторов

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Наиболее интересное