Приветствие


"Эволюция психологии" это образовательный Интернет проект, который направлен на ознакомление всех посетителей и читателей с наиболее свежими исследованиями в сфере психологии и педагогики, которые могут помочь стать более ответственным человеком, родителем или членом трудового коллектива.

воскресенье, 3 февраля 2013 г.

Роль музыкальной интерпретации в формировании индивидуальногоисполнительского стиля музыканта

Одним из важных условий существования и влияния искусства на личность является восприятие его содержания. По определению Дж. Брудера, этот особый вид внутренней деятельности является процессом квалификации полученных сенсорных сигналов, обеспечивающих обратную связь с внешним предметом. Вместе с тем в восприятии разных людей, один и тот же образ вызывает различные смысловые отзывы. Наиболее наглядно это наблюдается в исполнении музыкальных произведений, поскольку их интерпретация имеет импровизационную природу (interpretatio - описание, объяснение, толкование).

Это понятие выкристаллизовалось в процессе становления логических методов, которые развивались в направлении последовательного увеличения степени их сложности (от простого описания через объяснения и толкования к логических операций).

Искусство всегда интерпретируется людьми, которые его понимают. Каждый из нас воспринимает то или иное художественное произведение, согласно своего жизненного опыта и индивидуальных особенностей. Следует отметить, что произведения искусства прошлых времен в каждую последующую эпоху интерпретируются по-новому, согласно общественным обстоятельствам и мировоззрением исполнителей. То есть они влияют на человека в процессе толкования, за которым искусство не существует. Однако интерпретация возможна лишь при условии понимания объективного содержания произведения искусства и допустима только в пределах его объективной сути. В противном случае она превращается в произвол.

Вместе с тем в искусствоведении существует понятие «художественная интерпретация». В научном обороте этот термин стали использовать еще с середины XIX века наряду с термином «исполнение». Сначала «художественную интерпретацию» рассматривали, как индивидуальное прочтение, своеобразие артистического трактовки, тогда как понятие «исполнение» предусматривало объективный, строгий и точный перевод авторского замысла.

Соперничество между этими понятиями было связано с изменением представлений о роли интерпретатора и суть исполнительской деятельности.

По мере того, как уточнялись эти понятия, их начали различать, выяснив, что «исполнение» - это продукт исполнительской деятельности, в то время как «художественная интерпретация» - лишь часть этого продукта, то есть творческая, субъективная сторона исполнительства. Образное воспроизведение музыкального произведения - не механический акт, отражающий основные структурные компоненты каждого текста.

Нотная запись - лишь основа для проникновения в замысел композитора, в художественное содержание произведения. Этим обусловливается вариативность раскрытия эмоционально-образного содержания произведения, то есть того, что собственно и отличает одно исполнение от другого.

Формирование умений художественной интерпретации имеет следующие стадии: знакомство с музыкальным произведением, осознание его содержания; овладение драматургии произведения; самостоятельное выполнение музыкальной концепции;

В процессе работы над музыкальной интерпретацией происходит творческая самореализация исполнителя, при которой раскрываются сущностные силы личности, а именно: индивидуальные особенности (темперамент, характер), а также духовный потенциал (особенности мировосприятия, ценностные ориентации, направленность личности).

Поэтому, еще раз привлекаем внимание к необходимости накопления музыкально-эстетического опыта для того, чтобы музыкальная интерпретация могла приобрести «онтологического статуса», а как сказал Л. Н. Толстой: «Из ничего не выйдет ничего!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Наиболее интересное