Приветствие


"Эволюция психологии" это образовательный Интернет проект, который направлен на ознакомление всех посетителей и читателей с наиболее свежими исследованиями в сфере психологии и педагогики, которые могут помочь стать более ответственным человеком, родителем или членом трудового коллектива.

пятница, 31 августа 2012 г.

Игра на слух как средство развития у будущих учителей музыки навыкимпровизации

Необходимой составляющей качественной исполнительской подготовки будущего учителя музыки является владение навыками импровизации. Под импровизацией понимают такой вид художественного творчества, при котором музыка создается в процессе выполнения. Она может звучать как экспромтом, так и с последующим варьированием, видоизменением и дополнением.

Импровизация - это не просто сочетание функций композитора и исполнителя, а специфическая способность с мгновенной реакцией сочетать духовные и моторные компоненты в единый поток, структуру, выступает новым качеством.

Цель импровизации - выявление скрытой творческой энергии исполнителя. Качество импровизации зависит от вкуса, творческого воображения, чувства меры и формы, запаса мелодических, гармонических и ритмических оборотов.

Для того, чтобы заниматься музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельностью, необходимо иметь развитые музыкальные способности. Значительный вклад в исследование вопросов природы музыкальных способностей внесли Л.Бочкарьов, С.Науменко, С.Рубинштейн, К.Тарасова, Б.Теплов и другие ученые.

Б. Теплов в своих работах выделяет три основные музыкальные способности: музыкально-ритмическое чувство, ладовое чувство и музыкально-слуховые представления. Автор убедительно доказывает, что одни способности могут компенсироваться другими, более развитыми, при условии обеспечения взаимосвязи между различными видами деятельности в обучении.

О.Олексюк считает, что эти три составляющие не исчерпывают комплекса музыкальных способностей, однако образуют его ядро.

Эффективным средством развития навыков импровизации у будущих учителей музыки является игра на слух. Данный вид деятельности понимают как выполнение на инструменте музыкального материала, усвоенного на основе музыкально-слуховых представлений без помощи нот.

По мнению ученых, игра на слух может осуществляться только при наличии у исполнителя выразительных представлений о музыкальном материале и четкой двигательной установке на его воспроизводство в заданной тональности.

Успешность воспроизведения музыкального материала зависит от взаимосвязи слуховых и двигательных представлений, а также от требований, которые выдвигаются перед исполнителем произведения и конкретной тональности.

В процессе игры на слух учителя музыки развивается музыкальная память, активизируется мыслительная деятельность, воспитывается музыкальный вкус, формируются музыкально-слуховые представления, налаживается слухо-двигательная взаимосвязь. Также происходит усвоение слухом ритмических особенностей, элементов порядка, тональностей, гармонических средств, закономерностей развития мелодии и гармонии, формирование чувства музыкальной формы. Приведенные выше аспекты создают почву для формирования у студентов навыков джазовой импровизации.

Итак, подбор музыки по слуху является очень полезным видом инструментально-исполнительской деятельности, позволяет будущему педагогу совершенствовать навыки импровизации и постоянно обогащать свой творческий потенциал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Наиболее интересное