Приветствие


"Эволюция психологии" это образовательный Интернет проект, который направлен на ознакомление всех посетителей и читателей с наиболее свежими исследованиями в сфере психологии и педагогики, которые могут помочь стать более ответственным человеком, родителем или членом трудового коллектива.

четверг, 24 мая 2012 г.

Методологические подходы к анализу ценностей

Понятие «ценность» было введено в научный оборот в середине XIX века. Оно очень широко используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. В философо-психологической литературе можно найти множество различных определений ценностей, однако, по нашему мнению, чтобы понять данное понятие, необходимо обратиться к его истории.

Немецкий социолог М. Вебер в своих работах понимал под ценностями обобщенные цели и средства их достижения, обеспечивающие интеграцию общества и помогают индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. М. Вебер считал, что именно система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтессенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общин.

Ф. Знанецкий считал, что ценности существуют реально и не сводятся к психике индивидов. Вместе с тем Ф. Знанецкий считал, вопреки Э. Дюркгейму, что ценностям нельзя приписывать свойства абсолютного объектного существования природных явлений. Культурные явления не могут существовать совершенно независимо от действующих субъектов. По сути ценности не могут быть объективными - они объективированные.

В американской социологии начала ХХ века воцарилось отнесения ценнос-тей к области нормативного, что указывало близость такой трактовки природы ценностей в аксиологическим идеям И. Канта. Вместе с тем в американской социологической литературе сильные позиции занимала и психологическая трактовка природы ценностей, берет начало в аксиологии Р. Перри. Понятие ценности толкуется согласно Р. Перри, чисто психоло-гически, оно возникает только в связи с интересом или потребностью человека в чем-либо.

Продолжает традицию исследования ценностей Ч. Моррис. Он связывает ценности с выбранным поведением и считает, что все живые организмы стремятся к приобретению определенных вещей независимо от того, являются ли эти вещи предметами, знаками, состояниями или другими организмами.

Ценности, по К. Клакхон, проявляются тогда, когда индивид или группа делают выбор между линиями мышления и поведения. При этом следует учитывать не простые импульсы, а обобщенный кодекс индивидуальной и общественной жизни .

Субъективистский характер имеет и концепция ценностей Т. Парсонса. Согласно ему, главная дифференциация ценностей связывается с классами объектов, от которых человеческие действия неотделимы. Эта дифференциация относится, с одной стороны, к оценке самих культурных образцов и их «неэмпирических» систем отнесения, а с другой, в четырех крупных категорий эмпирических объектов, с которыми человек всегда имеет дело, а именно к социальной системе, системе личности, организмов и физического мира .

Таким образом, развитие теоретического осмысления ценностей в философии, социологии, культурологии и психологии позволил сформулировать как сущность данного понятия, так и соотношение с другими понятиями и категориями, показало многовекторность данного направления анализа. Следует отметить, что ценностная проблематика является весьма актуальной и разрабатывается и в современной науке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Наиболее интересное